Отчет о деятельности ТОО «Алматинские тепловые сети» по предоставлению регулируемых услуг (товаров, работ) — передача, распределение и снабжение тепловой энергии по итогам 1-го полугодия 2021 года
Во исполнение требований Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях и регулируемых рынках» (далее – Закон) и Правил осуществления деятельности субъектами естественных монополий (Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 13 августа 2019 года №73) (далее — Правила), ТОО «Алматинские тепловые сети» (далее – ТОО «АлТС») 30 июля 2021 года проводит слушания по ежегодному отчету о деятельности за 1-ое полугодие 2021 года.
Согласно п.299 Правил отчет содержит следующую информацию:
- общая информация о субъекте естественной монополии.
- об исполнении утвержденной инвестиционной программы.
- о постатейном исполнении утвержденной тарифной сметы.
- о соблюдении показателей качества и надежности регулируемых услуг.
- о достижении показателей эффективности деятельности субъекта естественной монополии.
- об основных финансово-экономических показателях деятельности субъекта естественной монополии.
- об объемах предоставленных регулируемых услуг.
- о проводимой работе с потребителями регулируемых услуг.
- о перспективах деятельности (планы развития), в том числе возможных изменениях тарифов.
От имени субъекта естественной монополии, отчитывающегося перед потребителями и иными заинтересованными лицами, выступает первый руководитель – генеральный директор (согласно п.299 Правил).
Председатель публичного слушания – финансовый директор (из числа руководителей ТОО «АлТС» согласно п.296 Правил).
1. Общая информация о ТОО «АлТС».
ТОО «АлТС» является субъектом естественных монополий, осуществляющим передачу, распределение и снабжение тепловой энергией.
Основной деятельностью ТОО «АлТС» является обеспечение транспортировки тепловой энергии от источников теплоты АО «Алматинские электрические станции» (ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ЗТК), ТОО «Алматытеплокоммунэнерго» (83 котельных) и обеспечение тепловой энергией на отопление и горячее водоснабжение потребителей города Алматы.
Протяженность тепловых сетей на 31.12.2020г. составляет 1 284,15 км, в том числе:
- Магистральные тепловые сети (МТС) – 289,26 км;
- Распределительные тепловые сети (РТС) – 994,89 км.
На 31.12.2020г. доля тепловых сетей со сроком эксплуатации свыше 25 лет составляет 62,4% или 801,95 км, что на 1,3% больше, чем на начало 2020 года, в том числе:
- РТС: 69,5% или 691,15 км;
- МТС: 38,3% или 110,80 км.
Ежегодно к общей протяженности тепловых сетей ТОО «АлТС» добавляются вновь построенные и коммунальные тепловые сети, переданные на баланс ТОО «АлТС» от Управления государственных активов города Алматы.
Общая протяженность тепловых сетей со сроком эксплуатации свыше 25 лет ежегодно растет, так как старение (износ) тепловых сетей опережает количество модернизированных сетей, так же увеличение протяженности изношенных сетей происходит за счёт принятия на баланс ТОО АлТС нереконструированных коммунальных и бесхозяйных тепловых сетей с предельным сроком эксплуатации и отсутствием должного уровня реконструкции на Распределительных сетях. Износ тепловых сетей вырос на 43,9 км, в том числе износ принятых из коммунальной собственности тепловых сетей составил 30 км.
2. Об исполнении утвержденной инвестиционной программы.
Департаментом Комитета по регулированию естественных монополий (далее – ДКРЕМ) за №207-ОД от 17.11.2016 г. была утверждена инвестиционная программа 2021 года на сумму 1 580 553,70 тыс.тенге без НДС, по факту исполнение инвестиционной программы за 1 полугодие 2021 года составило 212 641,71 тыс.тенге без НДС (13,4% от утвержденной).
3. О постатейном исполнении утвержденной тарифной сметы.
Исполнение тарифной сметы на услуги по передаче, распределению и снабжению тепловой энергией за 1-ое полугодие 2021 года.
Без НДС
№ | Наименование | Единица измерения | Утвержденная тарифная смета | Оперативные данные за 1-е полугодие 2021 г. | % | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|
I | Затраты на производство товаров и предоставление услуг, всего | тыс. тенге | 10 398 355,9 | 6 937 001,0 | -33% | |
1 | Материальные затраты, всего | тыс. тенге | 1 519 221,4 | 863 883,3 | -43% | |
В том числе: | ||||||
1.1 | Сырье и материалы | тыс. тенге | 67 914,5 | 32 899,7 | -52% | |
1.2 | ГСМ | тыс. тенге | 58 251,6 | 94 072,1 | 61% | Перерасход связан с закупом всего годового объема топлива в качестве аварийного запаса по итогам государственных закупок. |
1.3 | Вода и канализация | тыс. тенге | 31 165,5 | 13 425,6 | -57% | |
1.4 | Энергия | тыс. тенге | 1 361 889,9 | 723 485,8 | -47% | |
2 | Расходы на оплату труда, всего | тыс. тенге | 2 402 750,0 | 1 479 649,4 | -38% | В соответствии с посланием Президента РК народу Казахстана от 05.10.2018г., повышение на 15% производственному персоналу на основании п.2.1. гл.1 повестки дня Протокола аппаратного совещания в селекторном режиме под председательством акима города Алматы Сагинтаева Б.А. от 19.01.2021 года, по причине увеличения штатной численности коммерческого блока ТОО «АлТС» на 49 единиц. |
3 | Амортизация | тыс. тенге | 1 573 455,9 | 2 485 121,7 | 58% | Несоответствие утвержденного уровня амортизации фактическому |
4 | Затраты на нормативные потери | тыс. тенге | 3 928 589,7 | 1 476 012,2 | -62% | |
5 | Ремонт | тыс. тенге | 835 178,9 | 525 679,2 | -37% | Увеличение объема аварийно-восстановительных работ на 128 повреждений по сравнению с 1-полугодием 2020 года (в 2020 году факт 1008 повреждений), а также значительное повышение цены на материалы относительно предыдущих периодов |
6 | Налоги (экологические платежи) | тыс. тенге | 1 508,3 | 284,0 | -81% | |
7 | Услуги сторонних организаций, всего | тыс. тенге | 137 651,8 | 106 371,3 | -23% | По статье «страхование» превышение в связи с увеличением штатной численности. Превышение по статье «Услуги вневедомственной охраны» по причине отнесения объектов ТОО «АлТС» к стратегическим согласно пп.6, п.6, ст.3 «Правил определения объектов, подлежащих государственной охране |
II | Расходы периода, всего | тыс. тенге | 1 097 517,8 | 871 336,9 | -21% | |
9 | Расходы на выплату вознаграждений | тыс. тенге | 8 426,8 | 0,0 | -100% | Согласно условиям Кредитного договора «Нурлы жол» ставка вознаграждения равна 0,02% годовых и оплата производится ежегодно в декабре |
III | Всего затрат на предоставление услуг | тыс. тенге | 11 504 300,5 | 7 808 338,0 | -32% | |
IV | Прибыль | тыс. тенге | 307 364,8 | -166 712,7 | -154% | Кредит предоставлен в период 2015-2019гг. сроком на 20 лет, льготный период по выплате основного долга установлен сроком на 6 лет начиная с 2021 года |
V | Всего доходов | тыс. тенге | 11 811 665 | 7 641 625,3 | -35% | |
VI | Объем оказываемых услуг (товаров, работ) | тыс. Гкал | 6 354,8 | 3 937,2 | -38% | |
VII | Нормативные технические потери | % | 13,9 | 7,3 | -47% | |
тыс. Гкал | 1 025,6 | 269,3 | -74% | |||
VIII | Тариф (без НДС) | тенге/Гкал | 1 858,69 | 1 940,9 | 4% |
4. О показателях качества и надежности регулируемой услуги.
На основании пункта 7 параграфа 1 ПФТ, при формировании тарифа применяются следующие методы тарифного регулирования сфер естественных монополий:
- затратный «затратный метод тарифного регулирования – метод формирования тарифа в зависимости от постатейно определенных, экономически обоснованных затрат и прибыли субъекта»;
- стимулирующий «стимулирующий метод тарифного регулирования – метод формирования тарифа в зависимости от соблюдения показателей качества и надежности регулируемых услуг и достижения показателей эффективности деятельности субъектов»;
- индексации;
- определение тарифа на основании заключенного договора государственно-частного партнерства, в том числе договора концессии расчёт тарифа с учетом применения метода определении тарифа на основании заключенного договора государственно-частного партнерства, в том числе договора концессии.
Для ТОО «АлТС» Приказом №23-ОД от 21 февраля 2017 года, был утвержден пятилетний предельный уровень тарифа и тарифной сметы затратным методом, в связи с чем показатели качества и надежности регулируемых услуг, прописанные в гл.13 Правил для ТОО «АлТС» не утверждены.
5. О достижении показателей эффективности деятельности.
В соответствии с п.324, гл.13 Правил «При подаче заявки на утверждение тарифов в соответствии с п.7, ст.15 Закона к ней прилагаются проекты показателей эффективности деятельности субъектов естественных монополий с приложением обосновывающих материалов.
П.9, ст.15 Закона «При утверждении тарифа с применением стимулирующего метода тарифного регулирования к заявке прилагаются документы, предусмотренные пп. 1), 3), 4), 6), 7), 9), 10), 13), 14) и 15) части первой настоящего пункта, а также проекты показателей качества и надежности регулируемых услуг и показателей эффективности деятельности субъектов естественных монополий с приложением обосновывающих материалов».
Как указанно в п.4 для ТОО «АлТС» Приказом №23-ОД от 21 февраля 2017 года, был утвержден пятилетний предельный уровень тарифа и тарифной сметы затратным методом, в связи с чем показатели эффективности деятельности субъекта естественных монополий, прописанных в главе 13 Правил для ТОО «АлТС» не утверждены.
6. Об основных финансово–экономических показателях деятельности.
Наименование показателей | Единица измерения | Бюджет на 2021 год | Исполнение бюджета за 1 полугодие 2021 года | Отклонение | |
---|---|---|---|---|---|
сумма | % | ||||
Доход всего | тыс.тенге | 36 137 319,89 | 25 821 517,77 | -10 315 802,12 | -29% |
От основной деятельности | тыс.тенге | 34 698 805,66 | 21 581 615,01 | -13 117 190,65 | -38% |
От иной деятельности | тыс.тенге | 521 959,05 | 38 540,49 | -483 418,56 | -93% |
Прочие | тыс.тенге | 916 555,18 | 201 362,27 | -715 192,91 | -78% |
Субсидия | тыс.тенге | 0,00 | 4 000 000,00 | 4 000 000,00 | 0% |
Расходы всего | тыс.тенге | 42 970 415,46 | 23 569 303,06 | -19 401 112,39 | -45% |
Себестоимость готовой продукции | тыс.тенге | 29 303 800,73 | 16 508 322,25 | -12 795 478,48 | -44% |
Затраты на производство товаров и предоставление услуг | тыс.тенге | 11 749 147,96 | 6 133 224,30 | -5 615 923,66 | -48% |
в т.ч. Услуги сторонних организации | тыс.тенге | 444 339,30 | 207 470,10 | -236 869,20 | -53% |
Административные расходы | тыс.тенге | 931 649,47 | 505 734,69 | -425 914,78 | -46% |
По иной деятельности | тыс.тенге | 476 565,06 | 158 044,76 | -318 520,30 | -67% |
Прочие | тыс.тенге | 509 252,24 | 263 977,06 | -245 275,18 | -48% |
Финансовый результат | тыс.тенге | -6 833 095,57 | 2 252 214,70 | -4 580 880,87 | 67% |
7. Об объемах предоставленных регулируемых услуг.
- Покупка у теплоисточников – 4 251,22 тыс. Гкал., по сравнению с прошлым годом увеличилось на 349,44 тыс. Гкал или 8,9%.
- Реализовано – 3 937,18 тыс. Гкал., увеличение на 5% (на 197,26 тыс. Гкал)
- Использовано на собственные нужды 13,65 тыс. Гкал.
- Нормативные потери по коммунальным сетям – 31,06 тыс. Гкал.
- Утвержденные нормативные потери – 572,28 тыс. Гкал.
- Сверхнормативные потери – отсутствуют
8. О проводимой работе с потребителями регулируемых услуг.
- С 15 апреля 2021г. по 31 октября 2021г. на основании гл.3 повестки дня Протокола аппаратного совещания в селекторном режиме под председательством акима города Алматы Сагинтаева Б.А. №6 от 08.02.2021 года проводится акция по списанию пени, при условии полного погашения задолженности по основным услугам теплоснабжения для всех потребителей;
- Потребителям услуг Предприятием установлено ИПУ ГВС в количестве 1 006 ед.;
- Обеспечен дистанционный съем показаний с ПУТЭ в количестве 9 600 ед. (всего ПУТЭ – 13 401 ед.), таким образом дистанционным съемом показаний с ОПУТЭ охвачено 72% потребителей;
- Произведена замена приборов учета тепловой энергии на 11 котельных:переоборудование приборов учета тепловой энергии с КМ-5-4 на КМ-5-3 позволит рассчитывать фактический и корректный объем поставки тепловой энергии и теплоносителя от теплоисточников. Также схема учета КМ-5-4 не соответствует самой котельной, а схема КМ-5-3 позволит рассчитать подпиточную воду, так как расходомер данного вида будет установлен на подпитке (холодная вода)
- Обеспечена возможность бронирования очереди в Центры обслуживания потребителей в онлайн режиме через официальный сайт Предприятия.
- Предоставление потребителям посредством сайта следующих онлайн-услуг: прием показаний ИПУ ГВС, проверка номера акта (все акты касательно ИПУ ГВС (установка, замена, опломбировка, распломбировка, технический осмотр и т.д.)), проверка приборов учета (проверка наличия ИПУ ГВС, заводского номера, дата истечения срока поверки, для получения сведений необходимо набрать номер лицевого счета), подача заявки на установку (замену, поверку) ИПУ ГВС, подача заявки на опломбировку (распломбировку, технический осмотр) ИПУ ГВС, направления запроса (предоставление ответа на электронную почту потребителя);
- Для удобства потребителей Предприятия работает обновленный официальный сайт, в котором размещена вся необходимая информация касательно услуги теплоснабжения и деятельности предприятия, в котором внесены доработки по личному кабинету потребителей (предоставление общих сведений по лицевому счету или договору (площадь, количество человек и т.д.), сведений о приборе учета, получение счет-квитанций, актов-сверок, счетов-фактур, предоставление возможности подачи заяки и внесение показаний с ИПУ ГВС).
9. О перспективах деятельности, в том числе возможных изменениях тарифов.
В 2021 году предприятием реализовываются следующие основные мероприятия:
По реконструкции:
- Проекты ФЭО: реконструкция т/с 7,16 км – 2 749,19 млн. тг. без НДС; реконструкция НС 1 697,67 м2 – 670,88 млн. тг. без НДС;
- Проекты инвестиционной программы: реконструкция т/с 1,093 км – 702,02 млн. тг. без НДС; замена оборудования на НС и реконструкция аккумуляторного бака ТП Алтай 482,86 м2– 164,62 млн. тг. без НДС.
- Всего в 2021 году будет реконструировано 8,25 км. сетей, количество МЖД – 425, ЧЖД – 93, дет. сад — 9, школы – 37, больницы – 6, прочие потребители – 184.
По автоматизации процессов:
- Создание цифровой модели тепловой сети в ПО Zulu GIS
- Выполнение 1-го этапа проекта автоматизации бизнес процессов на базе ПО 1С: ERP;
- Присвоение QR кода ТМЦ и ОС;
По повышению качества обслуживания потребителей:
- Создание бот-сервисов «Телеграмма» для оказания услуг (потребители через телеграмм смогут отправить обращение, сдать показания и т.д.);
- Проведение мероприятий «Тайный покупатель»;
- Проведение оценки удовлетворенности потребителей по результатам анкетирования.
По сокращению сверхнормативных потерь:
- Пересмотр уровня утвержденных нормативных потерь (подача заявки с обосновывающими материалами в ДКРЕМ на изменение величины нормативных технических потерь);
- Инвентаризация договоров и объектов потребителей;
- Выявление несанкционированного пользования тепловой энергией;
- Направление предложений по доработке и внесению изменений в нормативные правовые акты в уполномоченные органы (по дисбалансу, по несоответствию фактической и нормативной продолжительности отопительного периода в Правила прохождения отопительного периода по норме и т.д.).
Касательно вопроса изменения тарифов:
- На период 2021 год для ТОО «АлТС» изменение тарифов не предусмотрено.
- Согласно п.2, гл.3, ст.14 Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях» №204-VІЗРК от 27 декабря 2018 года для утверждения тарифа ведомством уполномоченного органа ТОО «АлТС» направлена заявка в электронной форме через веб-портал «База «Монополист» 30.06.2021 года на утверждение предельных уровней тарифов на услуги по передаче, распределению и снабжению тепловой энергией на долгосрочный период 2022-2026 гг. в Департамент Комитета по регулированию естественных монополий по городу Алматы.
Всего затрат на предоставление услуг за пятилетний период предусмотрено в размере 126 852 544,46 тыс. тенге, из которых 7 692 628 тыс. тенге, это затраты на выплату основного долга Кредитных договоров государственной программы «Нурлы Жол» (далее — НЖ).
Принимая во внимание социальный статус политики тарифообразования по предоставлению услуги по передаче, распределению и снабжению тепловой энергией, а также экономическую обстановку в Республике Казахстан в связи со эпидемиологической ситуацией по распространению коронавирусной инфекции «COVID-19» и продолжением карантина, ТОО «АлТС» руководствуясь п. 268 Правил формирования тарифов №90 от 19.11.2019 г. (далее – ПФТ) принял в расчетах для групп потребителей «Население» и «Прочие потребители» коэффициент k1, k2 с учетом уровня инфляции.