Отчет о деятельности ТОО «Алматинские тепловые сети» по предоставлению регулируемых услуг (товаров, работ) — передача, распределение и снабжение тепловой энергии по итогам 2020 года
Во исполнение требований Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях и регулируемых рынках» (далее – Закон) и Правил осуществления деятельности субъектами естественных монополий (Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 13 августа 2019 года №73) (далее — Правила), ТОО «Алматинские тепловые сети» (далее – ТОО «АлТС») 22 апреля 2021 года проводит слушания по ежегодному отчету о деятельности за 2020 год.
Согласно п.299 Правил отчет содержит следующую информацию:
1. Общая информация о субъекте естественной монополии.
2. Об исполнении утвержденной инвестиционной программы.
3. О постатейном исполнении утвержденной тарифной сметы.
4. О соблюдении показателей качества и надежности регулируемых услуг.
5. О достижении показателей эффективности деятельности субъекта естественной монополии.
6. Об основных финансово-экономических показателях деятельности субъекта естественной монополии.
7. Об объемах предоставленных регулируемых услуг.
8. О проводимой работе с потребителями регулируемых услуг.
9. О перспективах деятельности (планы развития), в том числе возможных изменениях тарифов.
От имени субъекта естественной монополии, отчитывающегося перед потребителями и иными заинтересованными лицами, выступает первый руководитель – генеральный директор (согласно п.299 Правил).
Председатель публичного слушания – коммерческий директор (из числа руководителей ТОО «АлТС» согласно п.296 Правил).
1. Общая информация о ТОО «АлТС».
ТОО «АлТС» является субъектом естественных монополий, осуществляющим передачу, распределение и снабжение тепловой энергией.
Основной деятельностью ТОО «АлТС» является обеспечение транспортировки тепловой энергии от источников теплоты АО «Алматинские электрические станции» (ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ЗТК), ТОО «Алматытеплокоммунэнерго» (83 котельных) и обеспечение тепловой энергией на отопление и горячее водоснабжение потребителей города Алматы.
Протяженность тепловых сетей на 31.12.2020г. составляет 1 284,146 км, в том числе:
- Магистральные тепловые сети (МТС) – 289,259 км;
- Распределительные тепловые сети (РТС) – 994,887 км.
Для обеспечения гидравлического режима работы тепловых сетей установлено – 71 насосных станций, в том числе: на подающий трубопровод (подкачка, смешение, подогрев) – 56 ед., на обратный трубопровод (откачка) – 15 ед.; (Магистральные насосные – 21 ед., Распределительные – 50 ед.)
Для выравнивания пиковых нагрузок ГВС в тепловых сетях установлено 29 баков-аккумуляторов.
На 31.12.2020г. доля тепловых сетей со сроком эксплуатации свыше 25 лет составляет 62,4% или 801,95 км, что на 1,3% больше, чем на начало 2020 года, в том числе:
- РТС: 69,5% или 691,15 км;
- МТС: 38,3% или 110,80 км.
Основную долю сетей составляют трубопроводы диаметром от 40 до 400 мм (85,4%), доля сетей диаметрами от 500 до 1 000 мм. составляет 14,6%.
Ежегодно к общей протяженности тепловых сетей ТОО «АлТС» добавляются вновь построенные и коммунальные тепловые сети, переданные на баланс ТОО «АлТС» от Управления государственных активов города Алматы. В 2020 году в уставной капитал ТОО «АлТС» передано 43 км тепловых сетей.
Общая протяженность тепловых сетей со сроком эксплуатации свыше 25 лет ежегодно растет, так как старение (износ) тепловых сетей опережает количество модернизированных сетей, так же увеличение протяженности изношенных сетей происходит за счёт принятия на баланс ТОО АлТС нереконструированных коммунальных и бесхозяйных тепловых сетей с предельным сроком эксплуатации и отсутствием должного уровня реконструкции на Распределительных сетях. Износ тепловых сетей вырос на 43,9 км, в том числе износ принятых из коммунальной собственности тепловых сетей составил 30 км.
Снижение повреждаемости на магистральных тепловых сетях показывает положительный результат за счет ежегодного проведения реконструкций магистральных сетей в предызолированном исполнении, тогда как на распределительных сетях наблюдается резкое увеличение в связи с отсутствием финансирования проведения реконструкций.
2. Об исполнении утвержденной инвестиционной программы.
Согласно п.335, гл.6 Приказа МНЭ РК №90 от 19 ноября 2019 года (далее – ПФТ) инвестиционная программа субъекта ТОО «АлТС» разработана с учетом приоритетов развития и социально-экономических показателей Республики Казахстан, соответственно в ней предусмотрены мероприятия, направленные на:
- расширение, модернизацию, реконструкцию, обновление действующих активов, создание новых активов, непосредственно используемых в технологическом цикле предоставления регулируемой услуги теплоснабжения;
- обеспечение энергосбережения и повышение энергоэффективности;
- повышение качества предоставляемых регулируемых услуг (отопления и горячего водоснабжения).
Согласно п.338, гл.6 ПФТ реализация утвержденной инвестиционной программы должна осуществляться за счет прибыли и амортизационных отчислений, учтенных в тарифе ТОО «АлТС». Фактическая амортизация ТОО «АлТС» за 2020 год составляет 4 725 млн.тг. при утвержденном размере 1 143 млн.тг. Утверждение инвестиционной программы не в полном объеме ведет к увеличению износа тепловых сетей, таким образом фактически предприятию удается только сдерживать показатель износа на прежнем уровне.
Департаментом Комитета по регулированию естественных монополий (далее – ДКРЕМ) за №3-ОД от 13.01.2021 г. была утверждена корректировка плана исполнение инвестиционной программы 2020 года на сумму 1 143 514,11, по факту исполнение инвестиционной программы на 2020 год составил 1 143 493,52 тыс. тенге.
3. О постатейном исполнении утвержденной тарифной сметы.
Исполнение тарифной сметы на услуги по передаче, распределению и снабжению тепловой энергией за 2020 год.
Без НДС
№ | Наименование | Единица измерения | Утвержденная тарифная смета | Данные за 2020 г. | % | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|
I | Затраты на производство товаров и предоставление услуг, всего | тыс. тенге | 9 974 746,30 | 15 637 735,93 | 57 | |
1 | Материальные затраты, всего | тыс. тенге | 1 446 973,97 | 1 439 366,31 | -1 | |
В том числе: | ||||||
1.1 | Сырье и материалы | тыс. тенге | 65 936,4 | 92 703,9 | 41 | В целях обеспечения безопасности работников предприятия был произведен закуп средств защиты и гигиены (маски, дозаторы, антисептики, гели), белизна (для обработки помещений), перчатки медицинские, кровати, матрацы, постельные принадлежности. |
1.2 | ГСМ | тыс. тенге | 89 202,3 | 87 521,1 | -2 | |
1.3 | Вода и канализация | тыс. тенге | 24 985,5 | 24 889,4 | 0 | |
1.4 | Энергия | тыс. тенге | 1 266 849,8 | 1 234 251,8 | -3 | |
2 | Расходы на оплату труда, всего | тыс. тенге | 2 496 060,8 | 2 738 608,9 | 10 | |
3 | Амортизация | тыс. тенге | 1 136 464,1 | 4 718 783,1 | 315 | Несоответствие утвержденной амортизации фактической (исчисление амортизации по вновь принятым сетям) |
4 | Затраты на нормативные потери | тыс. тенге | 4 005 574,7 | 5 700 473,1 | 42 | Согласно расчета лицензионной компании объем нормативно технических потерь составил 1217 тыс.Гкал. факт исполнения 1 285 тыс. Гкал. Без учета несоответствия НПА потери дисбаланса 30 тыс.Гкал., несоответствия ОЗП 42 тыс.Гкал.объем потерь 1 213 тыс. Гкал. Отклонение 1%. |
5 | Ремонт | тыс. тенге | 690 007,3 | 793 248,8 | 15 | В связи с увеличением объема аварийно-восстановительных работ (аварии на крупных участках, в т.ч. асфальтно-перекладочные работы), а также согласно вх.письма за №18301 от 27.09.2017 года о внесении поправок в Постановление Правительства РК №876 от 28 августа 2013 года «Об утверждении перечня объектов Республики Казахстан, уязвимых в террористическом отношении» были реконструированы ограждения 14 объектов входящих в список уязвимых объектов в соответствии с требованиями. |
6 | Налоги (экологические платежи) | тыс. тенге | 1 568,4 | 1 535,3 | -2 | По причине принятых на баланс сетей после реконструкции и модернизации. |
7 | Услуги сторонних организаций, всего | тыс. тенге | 198 097,04 | 245 720,43 | 24 | По статье «страхование» увеличение в связи с увеличением штатн.численности, а также в связи с заключением договора страхования гражданско-правовой ответственности 3-х лиц. Также превышение по статье «Услуги вневедомственной охраны» усиление охраны по 14 объектам уязвимых в террористическом отношении согласно Постановления Правительства РК, по результатам 2019 года ТОО «АлТС» был выплачен ущерб 3-м лицам по Авариям тепловых сетей на сумму 102 311 844 тенге. |
II | Расходы периода, всего | тыс. тенге | 1 014 776,8 | 1 471 160,4 | 45 | |
9 | Расходы на выплату вознаграждений | тыс. тенге | 5 748,5 | 5 748,5 | 0 | Согласно условиям Кредитного договора «Нурлы жол» оплата вознаграждения произв-ся ежегодно в декабре. |
III | Всего затрат на предоставление услуг | тыс. тенге | 10 995 271,55 | 17 114 644,87 | 56 | |
IV | Прибыль | тыс. тенге | 0 | 0 | 0 | |
V | Всего доходов | тыс. тенге | 10 995 271,55 | 17 114 644,87 | 56 | |
VI | Объем оказываемых услуг (товаров, работ) | тыс. Гкал | 5 933 | 6 354,8 | 6 | |
VII | Нормативные технические потери | % | 15,3 | 16,7 | 9 | |
тыс. Гкал | 1 032,6 | 1 285,7 | 25 | |||
VIII | Тариф (без НДС) | тенге/Гкал | 1 834,67 | 2 693,16 | 47 |
4. О показателях качества и надежности регулируемой услуги.
На основании пункта 7 параграфа 1 ПФТ, при формировании тарифа применяются следующие методы тарифного регулирования сфер естественных монополий:
- затратный «затратный метод тарифного регулирования – метод формирования тарифа в зависимости от постатейно определенных, экономически обоснованных затрат и прибыли субъекта»;
- стимулирующий «стимулирующий метод тарифного регулирования – метод формирования тарифа в зависимости от соблюдения показателей качества и надежности регулируемых услуг и достижения показателей эффективности деятельности субъектов»;
- индексации;
- определение тарифа на основании заключенного договора государственно-частного партнерства, в том числе договора концессии расчёт тарифа с учетом применения метода определении тарифа на основании заключенного договора государственно-частного партнерства, в том числе договора концессии.
Для ТОО «АлТС» Приказом №23-ОД от 21 февраля 2017 года, был утвержден пятилетний предельный уровень тарифа и тарифной сметы затратным методом, в связи с чем показатели качества и надежности регулируемых услуг, прописанных в главе 13 Правил для ТОО «АлТС» не утверждены.
5. О достижении показателей эффективности деятельности.
В соответствии с п.324 глава 13 Правил «При подаче заявки на утверждение тарифов в соответствии с пунктом 7 статьи 15 Закона к ней прилагаются проекты показателей эффективности деятельности субъектов естественных монополий с приложением обосновывающих материалов.
Пункт 9 статьи 15 Закона «При утверждении тарифа с применением стимулирующего метода тарифного регулирования к заявке прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1), 3), 4), 6), 7), 9), 10), 13), 14) и 15) части первой настоящего пункта, а также проекты показателей качества и надежности регулируемых услуг и показателей эффективности деятельности субъектов естественных монополий с приложением обосновывающих материалов».
Как указанно в пункте 5 для ТОО «АлТС» Приказом №23-ОД от 21 февраля 2017 года, был утвержден пятилетний предельный уровень тарифа и тарифной сметы затратным методом, в связи с чем показатели эффективности деятельности субъекта естественных монополий, прописанных в главе 10 Правил для ТОО «АлТС» не утверждены.
6. Об основных финансово–экономических показателях деятельности.
Наименование показателей | Единица измерения | Корректировка бюджета 2020 года | Исполнение бюджета 2020 года | Отклонение | |
---|---|---|---|---|---|
сумма | % | ||||
Доход всего | тыс.тенге | 39 817 912,25 | 40 917 050,20 | 1 099 137,95 | 3 |
От основной деятельности | тыс.тенге | 34 524 658,60 | 34 784 839,77 | 260 181,17 | 1 |
От иной деятельности | тыс.тенге | 684 633,33 | 686 783,83 | 2 150,50 | 0 |
Прочие | тыс.тенге | 564 600,32 | 616 139,40 | 51 539,08 | 9 |
Субсидия | тыс.тенге | 4 044 020 | 4 829 287,20 | 785 267,20 | 19 |
Расходы всего | тыс.тенге | 42 160 243,05 | 45 484 839,44 | 3 324 596,40 | 8 |
Себестоимость готовой продукции | тыс.тенге | 29 307 533,17 | 30 901 496,76 | 1 593 963,60 | 5 |
Расходы на транспортировку | тыс.тенге | 11 094 278,09 | 11 107 999,75 | 13 721,66 | 0 |
Услуги сторонних организации | тыс.тенге | 456 103,14 | 413 449,45 | -42 653,69 | -9 |
Административные расходы | тыс.тенге | 313 397,61 | 307 121,87 | -6 275,74 | -2 |
По иной деятельности | тыс.тенге | 677 122,76 | 695 403,56 | 18 280,80 | 3 |
Прочие | тыс.тенге | 767 911,43 | 2 472 817,50 | 1 704 906,07 | 222 |
Финансовый результат | тыс.тенге | -2 342 330,80 | -4 567 789,25 | 2 225 458,45 | 95 |
7. Об объемах предоставленных регулируемых услуг.
- Покупка у теплоисточников – 7 711,3 тыс. Гкал., по сравнению с 2019 годом увеличилась на 832,9 тыс. Гкал или 12,1%, что связано с тем, что в 2020 году отключение от услуг теплоснабжения произвели позже (22 апреля, вместо 4 апреля), а подключение произвели раньше (28 сентября 2020 г. вместо 22 октября).
- Реализовано – 6 354,85 тыс. Гкал., увеличение на 14,2% (на 794,94 тыс. Гкал).
- Использовано на собственные нужды 15,85 тыс. Гкал.
- Нормативные потери по коммунальным сетям – 54,95 тыс. Гкал.
- Нормативные потери – 1 217,7 тыс. Гкал.
- Сверхнормативные потери – 67,95 тыс. Гкал, снизились на 57% по сравнению с 2019 годом, образовались по причинам неполного распределения дисбаланса тепловой энергии и теплоносителя (30 тыс.Гкал); несоответствия нормативной и фактической продолжительности отопительного периода (42 тыс.Гкал) и т.д.
8. О проводимой работе с потребителями регулируемых услуг.
- В ТОО «АлТС» функционируют 3 (три) Центра обслуживания потребителей (далее – ЦОП) (Батыс, Орталык, Шыгыс). В связи с введением чрезвычайного положения (далее – ЧП) и карантинного режима из-за угрозы распространения коронавируса ЦОП были переведены в онлайн режим работы. (Прием обращений по дополнительным электронным адресам и посредством WhatsApp мессенджеров).
- В целях оптимизации процесса съема показаний с индивидуальных приборов учета (ИПУ) горячей воды и удобства для потребителей осуществляется совместный съем показаний с ИПУ горячей и холодной воды (ТОО «АлТС» и ГКП на ПХВ «Алматы Су»).
- На информационных стендах ЦОП и на сайте представлена расширенная информация, касающаяся оказания услуг, образцы заявлений на государственном и русском языках, также размещена информация по мерам предупреждения распространения инфекции.
- Установлено по возмездным договорам 1702 ИПУ горячей воды для потребителей услуг.
- Модернизирован официальный сайт Предприятия, созданы дополнительные интернет-ресурсы (электронные адреса, мессенджеры), в том числе по приему обращений потребителей с целью своевременности обработки обращений.
- Внедрена система электронной очереди для удобства потребителей и снижения прямого контакта, внедрена система оценки обслуживания операторами.
- В целях поддержания потребителей услуг (физические лица) на период ЧП был снижен тариф на услугу ГВС на 10%.
- Потребителям услуг теплоснабжения предоставляется рассрочка по оплате за предоставленные услуги, приостановлены мероприятия в период ЧП и карантина (до 01.08.2020 г.) по взысканию задолженности (выдача досудебных уведомлений, отключения, автодозвон).
- В целях поддержания социально уязвимых слоев населения (далее – СУСН), по поручению Президента РК приказом Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК №212 от 18.04.2020 г. «Об утверждении правил возмещения затрат поставщикам коммунальных услуг на период ЧП» государством через акимат г.Алматы были выделены финансовые средства по оплате за услуги теплоснабжения. Сумма возмещения составила 349,07 млн. тенге (39 333 лицевых счетов).
В целях поддержания социально уязвимых слоев населения согласно постановления акимата г.Алматы №4/619 от 25.12.2020г. «О выделении денег из резерва местного исполнительного органа города Алматы на неотложные затраты» выделены финансовые средства для погашения задолженности за услуги теплоснабжения потребителям из категории СУСН в размере 46 млн. тенге.
9. О перспективах деятельности, в том числе возможных изменениях тарифов.
Реконструкция:
- ФЭО: реконструкция т/с 7,16 км – 3 241,5 млн.тг; реконструкция НС – 178,6 млн.тг.;
- Инвестиционная программа: реконструкция т/с 1,1 км – 880,4 млн.тг; замена оборудования на 5ти НС – 250,2 млн.тг.
- Всего в 2021 году будет реконструировано 8,3 км.сетей, количество МЖД – 691, ЧЖД – 91, дет.сад -17, школы – 43, больницы – 9, прочие потребители – 245.
Автоматизация процессов:
- Создание цифровой модели тепловой сети в ПО Zulu GIS
- Выполнение 1-го этапа проекта автоматизации бизнес процессов на базе ПО 1С:ERP;
- Реализация проекта по ФЭО «Мониторинг затопления тепловых камер» (на рассмотрении);
- Присвоение QR кода ТМЦ и ОС;
Повышение качества обслуживания потребителей:
- Создание бот-сервисов «Телеграмма» для оказания услуг (потребители через телеграмм смогут отправить обращение, сдать показания и т.д.);
- Проведение мероприятий «Тайный покупатель»;
- Проведение оценки удовлетворенности потребителей по результатам анкетирования.
Сокращение сверхнормативных потерь:
- Корректировка нормативных потерь (подача заявки с обосновывающими материалами в ДКРЕМ на изменение величины нормативных технических потерь);
- Инвентаризация договоров и объектов потребителей;
- Выявление несанкционированного пользования тепловой энергией;
- Внесение изменений в НПА (по дисбалансу, по несоответствию фактической и нормативной продолжительности отопительного периода в Правила прохождения отопительного периода по норме и т.д.).
Согласно п.2, ст.15, гл.3 Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях» тариф устанавливается сроком на пять и более лет. Срок действия ранее утвержденных предельных уровней тарифов 2017-2021 гг. истекает, в связи с чем, Предприятием в данный момент проводится анализ и сбор документов для подачи заявки на утверждение тарифов 2022-2026 гг.